Болеть нельзя уволить
«Знаю, я знаю, как нам его уволить!» - радостно заявил руководству компании директор по персоналу, и все поняли, что речь идет об Иванове.
Иванов пришел в компанию 9 месяцев назад. В его обязанности входило руководство направлением опережающих продаж в одной из бизнес-единиц крупной транспортной сети. За 1,5-2 года до запуска новых терминалов Иванов должен был найти клиентов, показать им возможности новых комплексов и заключить предварительные договоренности.
Никто из руководства (включая гендиректора управляющей компании и директора бизнес-единицы) не сомневался, что Иванов не справится — с таким-то опытом работы! Однако, к тому, что произошло далее, компания была не готова. Полгода из 9 месяцев в должности Иванов «проболел».
«Болезнь» Иванова началась сразу, как только в компании задумались об его увольнении. Руководство лидирующей на рынке компании категорически не устраивало поведение Иванова. С первых дней работы он начал агрессивно отстаивать свою точку зрения. Категоричность и упрямство Иванова не знали меры; он оказался очень конфликтным и упрямым человеком, к тому же не умеющим слушать.
Подчиненные не хотели мириться с хамским обращением Иванова, и вскоре отдел опережающих продаж стали один за одним покидать сотрудники. Директор по персоналу пытался решить проблему мирным путем и несколько раз приглашал Иванова к себе в кабинет. «Вы бы помягче с ними, они ведь тоже люди...», - говорил Иванову директор по персоналу, а тот в ответ огрызался и заявлял, что это его привычный стиль работы, менять который он не намерен.
В конце испытательного срока у компании уже не было сомнений в том, что, наняв Иванова, она совершила ошибку. Однако, было поздно: как только Иванову намекнули на скорое увольнение, он ушел на больничный.
Руководство компании оказалось в непростой ситуации. Сократить сотрудника, пока он находится на больничном, нельзя, а расстаться в хороших отношениях Иванов отказывался и требовал компенсацию в 6 окладов за то, что он напишет заявление на увольнение по собственному желанию.
Иванов оказался весьма изобретательным и водил компанию за нос в течение полугода, открывая больничный то в одной, то в другой поликлинике, а иногда оформляя отпуск отца по уходу за ребенком. Дошло до того, что директору по персоналу пришлось лично ездить в поликлиники и детский сад и проверять, действительно ли Иванов и его ребенок больны.
Уволить Иванова официально было для компании словно mission impossible (даже когда стало точно известно, что Иванов симулировал болезнь). Помог случай: выяснилось, что Иванов подделал свою трудовую книжку, и компания уволила его за предоставление фальшивых документов при устройстве на работу.
Несогласный с причиной увольнения, Иванов обратился в суд, и после 6 месяцев судебной тяжбы компания дело выиграла, но при этом потратила время своего штатного юриста.
Ошибка в людях дорогого стоит. Пока Иванов числился в штате компании, ему выплатили в общей сложности 630 000 руб.: 450 000 руб. зарплаты за 3 месяца испытательного срока и 180 000 руб. компенсации больничных. А уж сколько нервов и времени было потрачено!
Удивительно, но факт: так ошибиться в выборе кандидата могли даже 3 опытных руководителя. Оценка позволила бы компании увидеть, каким был Иванов на самом деле, еще на этапе подбора. «Конфликтный, упрямый, абсолютно негибкий человек... Еще и документы подделал! И как мы могли такое пропустить? Видимо, иногда мы переоцениваем свою способность понимать людей», - прокомментировал ситуацию директор по персоналу.
Оценка персонала спасла бы компанию от столь продолжительного и изматывающего процесса увольнения, неприятного для обеих сторон.
Александр Посаженников, консультант по организационному развитию и развитию персонала
Узнать больше об оценке персонала от Института «Новые возможности»
Для получения дополнительной информации о нашей практике в области оценки персонала, пожалуйста, обращайтесь по телефону +7 812 325 5473 или по электронной почте info@noi.ru.